| Печать |
13.04.2017 22:52



15 сентября 2016 года в  учреждениях образования проводится Единый день здоровья «День здоровья школьников. Профилактика нарушений зрения».

ПРЕСС-РЕЛИЗ для СМИ

ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

Профилактика нарушений зрения у школьников

 

В последние годы здоровье школьников г. Гомеля не имеет тенденции к улучшению. Это касается  и зрительного анализатора.

К сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.

Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика.  В школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения. Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза.

Профилактика нарушений зрения подразделяется на первичную – предупреждение возникновения нарушений зрения и вторичную - предупреждение прогрессирования уже имеющихся нарушений зрения.

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступившим к занятиям, четыре урока ежедневно - непосильная нагрузка, в том числе и для органа зрения. Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.

Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места в школе и в домашних условиях. При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Чрезмерно яркий свет, а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Для предупреждения утомления и зрительного напряжения при просмотре телепередач очень важны три условия: расстояние от зрителя до телевизора, освещение в комнате, качество изображения на экране. Если смотреть телепередачи в темноте, глаза приспосабливаются к ней, чувствительность их возрастает, и мы видим на экране больше деталей и оттенков, но через некоторое время сказывается большая разница между ярким свечением экрана телевизора и темным фоном комнаты — глаза быстро устают. С позиций профилактики зрительного утомления очень важно не концентрировать внимания в течение длительного периода на экране телевизора. Время от времени следует переключать взор на другие предметы, окружающие вас, чтобы дать отдых глазам. Если школьник носит очки, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради. Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

Необходимо коснуться такого важного аспекта в профилактике зрения у школьников как компьютер. Строгое соблюдение правил зрительного режима при работе с компьютером предотвращает развитие компьютерного синдрома и нарушений зрения.

Многие ученики, пользуясь отсутствием взрослых, совмещают выполнение домашнего задания с просмотром телевизора или компьютерной игрой. Это приводит к быстрому снижению зрения. Младший школьник может просидеть за компьютером в среднем от 10 до 30 минут в день. Для подростков до 16 лет не более 1 часа в день, при условии, что каждые 15 минут будет сделан перерыв, во время которого будет проводиться гимнастика для глаз, то же самое касается телевизора.

Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы – это усугубляет наступившее на протяжении уроков понижение зрительных функций. 1- 1,5 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся. Следует предоставить детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть в даль.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание, включающее достаточное количество витаминов. Положительное влияние на здоровье глаз оказывают: бета каротин, витамин С, Е, цинк, калий, омега-3 жирные кислоты и др. Продукты, богатые этими  питательными веществами, лучше употреблять в свежем виде или с минимальной термической обработкой. К ним относятся: зелёные листовые овощи (брокколи, брюссельская капуста, щавель, шпинат), апельсины, морковь, красный болгарский перец, киви, молочные продукты, морская рыба, яйца, орехи, чернослив, курага, изюм и бобовые.

Любую деятельностью, требующую концентрации внимания и памяти, необходимо «разбавлять» активными перерывами, поскольку статическая умственная нагрузка быстро ослабляет зрительную систему. Хороший эффект дают  прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, специальная гимнастика для глаз.

 

 

Заведующая отделением

гигиены детей и подростков

Гомельского горЦГЭ                                                            Е.С.Песенко