Памер шрыфта:
A
A
A
Колеравая схема:
Шрыфт:
Arial
Times New Roman
Афіцыйны вэб-сайт дзяржаўнай установы адукацыі
Сярэдняя школа № 66 г. Гомеля
Наша старонка Вконтакте vk.com/school66gomel

адрас: вул. Макаенка, 19, 246038, г. Гомель
тэл. 24-58-72 info@school-66.gorodgomel.by

тэлефоны гарачай лініі: 

21-18-48 - Каціла Анатоль Антонавіч, дырэктар; 

24-02-58 - Ёрш Таццяна Вайновна, нам. па УР

70-34-97 - Упраўленне адукацыі Гомельскага гарвыканкама

Пошук інфармацыі
Нашы дасягненні

PreviousNext
2021 год у Беларусі

Год народнага адзiнства


Зваротная сувязь
алі ў Вас паўсталі пытанні, на якія Вы не знайшлі адказаў, альбо ў Вас з'явіліся дадатковыя пытанні па існуючым на сайце матэрыялу, Вы можаце задаць іх нам, скарыстаўшыся формай зваротнай сувязі
Вы можаце запісацца на прыём да спецыялістаў, якія працуюць у нашай школе,  з улікам графіка іх работы па Вашых пытаннях, скарыстаўшыся формай зваротнай сувязі



Вам акажуць інфармацыйную дапамогу, калі Вы знаходзіцесяў цяжкай жыццёвай сітуацыі
У мэтах прафілактыкі коронавирусной інфекцыі:
- выконвайце правілы асабістай гігіены;
-насіце маскі ў грамадскіх месцах;
- выконвайце правілы сацыяльнай дыстанцыі.

Інфармацыйны матэрыял- ТУТ






КУДЫ ПАЙСЦІ ВУЧЫЦЦА


Рыхтаваць педагогаў - ствараюцца БУДУЧЫНЯ




Схема бяспечных маршрутаў навучэнцаў




«Вучыцца - каб ведаць! Ведаць - каб умець!
Ўмець - каб рабіць! Рабіць - каб атрымліваць радасць!»

There are no translations available.

В современной школе используется много различных методов обучения детей. В последние годы стала популярной технология развития критического мышления, над которой работают  учителя кафедры русского языка нашей школы. ТРКМ  включает три этапа или стадии. Это «Вызов - Осмысление - Рефлексия».

Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к

учебной деятельности;

- побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Информация, полученная  на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется  индивидуально - в парах - в группах - на  класс. Учащиеся анализируют собственные знания по заданной теме; систематизируют информацию до ее изучения; демонстрируют первичные знания (себе и партнеру) посредством устной и письменной речи; задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

При этом используются приемы:

  • составление   списка "корзина идей, понятий, имён…"
  • рассказ- предположение   по ключевым словам;
  • графическая систематизация  материала: кластеры,  таблицы;
  • верные  и неверные  утверждения;
  • перепутанные логические   цепочки   и  т. д.

Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

- получить новую информацию;

- осмыслить ее;

- соотнести с уже имеющимися знаниями.

Происходит непосредственный контакт    с    новой информацией (текст,         лекция, фильм,      материал учебника),     работа ведется индивидуально,   в парах. Учащиеся  вступают в непосредственный контакт с информацией (читают,  слушают, смотрят, делают опыты), используя предлагаемые учителем активные методы работы, делают  пометки на полях или ведут записи по мере осмысления  новой  информации.

Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является

- целостное осмысление, обобщение полученной информации;

- усвоение нового знания, новой информации учеником;

- формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Происходит творческая переработка, анализ, интерпретация, оценка изученной информации.  Работа ведется  на  класс - в группах - в парах –индивидуально.

Приемы:

  • Заполнение кластеров,     таблиц,
  • Установление причинно-следственных связей между  блоками информации; возврат к ключевым словам,   логическим цепочкам, верным и неверным утверждениям;
  • ответы на поставленные  вопросы;
  • написание творческих  работ: синквейнов,   эссе, диамант;
  • исследования отдельных вопросов темы и т.д

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много.

Предлагаем некоторые методические приемы, которые, как показала апробация, наиболее успешно могут применяться учителем на уроках..

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко, в виде тезисов, записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины». Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления - для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома.

Прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует  отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез   с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения  задания, я активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а  вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в  процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной     информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями. Использование этого приема требует от учителя:

Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;

В-третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом.

И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы. Известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы,заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.

Прием «Написание синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлектировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть       тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по  возможности эмоциональной.

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Приём «Диаманта»

Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению

1, 7 строчки – существительные антонимы;

2 – два прилагательных к первому существительному;

3 – три глагола к первому существительному;

4 – два словосочетания с существительными;

5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.


Прием «Учебный мозговой штурм»

Этот прием хорошо известен учителю и не нуждается в подробном описании. Однако, поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы. «Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые  предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное - найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.


Приём«Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.


Прием «Фишбоун» (рыбный скелет): голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятии, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.




 

             

                        

      

                

© Аддзел адукацыі адміністрацыі Цэнтральнага раёна г. Гомеля. Сярэдні школа № 66 г. Гомеля. info@school-66.gorodgomel.by

Создание сайтов в Минске.