Официальный веб-сайт государственного учреждения образования
Cредняя школа № 66 г. Гомеля
Наша страничка ВКонтакте vk.com/school66gomel

адрес: ул. Макаенка, 19, 246038, г. Гомель
тел. 24-58-72 info@school-66.gorodgomel.by

телефоны горячей линии: 

21-18-48 - Котило Анатолий Антонович, директор; 

24-02-58 - Ерш Татьяна Вайновна, зам. по УР

70-34-97 - Управление образования Гомельского горисполкома

Поиск информации
Наши достижения

PreviousNext
2018 год в Беларуси


Обратная связь
Если у Вас возникли вопросы, на которые Вы не нашли ответов, либо у Вас появились дополнительные вопросы по существующему на сайте материалу, Вы можете задать их нам, воспользовавшись формой обратной связи
Вы можете записаться на прием к специалистам, работающим в нашей школе,  с учетом графика их работы по интересующим Вас вопросам, воспользовавшись формой обратной связи

15 марта 2019 года - 

25 лет Конституции Республики Беларусь











  


«Учиться - чтобы знать! Знать - чтобы уметь!
Уметь - чтобы делать! Делать - чтобы получать радость!»

| Печать |
06.11.2017 20:43
Как подготовить современный урок

Урок - главная составная часть учебного процесса.  Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1.Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

§       четко определить и сформулировать для себя его тему;

§       определить место темы в учебном курсе;

§       определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

§       и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2.Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3.Спланировать учебный материал

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом, надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.

Подобрать учебные задания, целью которых является:

·      узнавание нового материала;

·      воспроизведение;

·      применение знаний в новой ситуации;

·      применение знаний в незнакомой ситуации;

·      творческий подход к знаниям.

Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

Ø    задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

Ø    задания, способствующие осмыслению материала учеником;

Ø    задания, способствующие закреплению материала учеником.

4.Продумать "изюминку" урока.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут.  Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5.Сгруппировать отобранный учебный материал.

Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6.Спланировать контроль   за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7.Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации для его выполнения.

9.Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

§       формальную;

§       содержательную;

§       аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

урок № _________

Тема:___________

Цель:___________

Задачи:

обучающие:_________

развивающие:______________

воспитывающие:___________

Оборудование:____________

Последовательность отдельных этапов урока.

Содержательная часть состоит из двух частей:

1.тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урок делают учитель и ученики.

Аналитическая часть заполняется после урока.

При анализе учесть:

1) Достигнуты ли на уроке цели урока.

2) Причины успеха или неудачи.

3) Что нового дал учащимся данный урок.

4) Насколько оптимально был выстроен урок.

5) Какова степень активности учащихся на уроке.

6) Каким был темп урока.

7) Насколько актуальным был учебный материал урока.

8) Была ли организована опора на предыдущие знания.

9) Каков был контроль за деятельностью учащихся.

10) Как задавалось домашнее задание. Была ли его проверка.

11) Психологическая атмосфера на уроке.

12) Каково настроение учеников и учителя на уроке.

Способствуют успеху урока:

Ø    хорошее знание материала;

Ø    бодрое самочувствие;

Ø    продуманный план урока;

Ø    чувство физической раскованности, свободы на уроке;

Ø    правильный выбор методов обучения;

Ø    разнообразие методов обучения;

Ø    занимательность изложения;

Ø    ярко выраженное эмоцианальное отношение учителя к излагаемому материалу;

Ø    богатство интонаций, выразительная мимика, образная жестикуляция учителя.

Затрудняют проведение урока:

Ø    неуверенность в своих знаниях;

Ø    безразличное отношение;

Ø    рыхлая композиция урока;

Ø    скованность движений;

Ø    неумение учащихся работать предложенными методами обучения;

Ø    однообразие методов обучения;

Ø    бесстрастный рассказ учителя;

Ø    монотонность и сухость при изложении нового материала.

 

Урок  есть искусство, его и надо возводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем любой спектакль в любом театре, - напряженные, красивые, драматически выстроенные. В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, движение сложных линий, текст и подтекст.

С. Соловейчик

 

Типы уроков

1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.

Цель — изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

  • Организационная часть. Тема, цели урока, мотивация учебной деятельности.
  • Актуализация опорных знаний.
  • Введение нового материала (восприятие, осмысление, запоминание), проверка понимания материала.
  • Первичное закрепление знаний  и формирование умений  (проверка первичного запоминания по опорному конспекту, плану, схеме; тренинги: узнавание явления, объяснение, применение знаний по образцу, алгоритму, в стандартной ситуации).
  • Информация о домашнем задании (одинаковое для всех). Повторение материала к традиционному комбинированному уроку.
  • Подведение итогов урока и рефлексия.

II. Урок закрепления знаний .

Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

Цель — вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Логика процесса закрепления знаний:

  • Актуализация опорных знаний и их коррекция.
  • Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
  • Пробное применение знаний
  • Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
  • Упражнения с переносом знаний в новые условия.

III. Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Вид учебных занятий: практикум, лабораторная работа, семинар.

Цель — усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Логика — процесса комплексного применения ЗУН:

  • Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
  • Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
  • Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
  • Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
  • Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

IV. Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид учебных занятий: семинар, конференция, круглый стол.

Цель — усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.

  • Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.
  • Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения — включение части в целое.
  • Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)
  • Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.

V. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Вид учебных знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний.

Цель — определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков. В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.

  • Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
  • Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
  • Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

IV. Комбинированный урок

1.     Организационный этап

2.     Этап проверки домашнего задания

3.     Этап всесторонней проверки знаний

4.     Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

5.      Этап усвоения новых знаний

6.     Этап закрепления знаний

7.     Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Самоанализ урока

  • Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Его связь с предшествующими уроками?
  • Какие особенности класса были учтены при планировании урока?
  • Какие задачи планировалось решать на уроке? Чем обосновывался такой выбор задачи?
  • Чем обосновывался выбор структуры и типа урока?
  • Чем обосновывался выбор содержания, форм и методов обучения (по элементам урока)?
  • Какие условия (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические, эстетические и временные) были созданы на уроке?
  • Были ли отклонения от плана урока? Почему? Какие именно? К чему они привели?
  • Как можно оценивать результаты урока? Решены ли его задачи? Не будет ли перегрузки учащихся?
  • Какие выводы на будущее можно сделать из результата урока?

Типы уроков в зависимости от формы их проведения

1. Уроки  в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки,  основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т п.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок - "дублер начинает действовать" и т.п.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.п.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.п.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулка и т.п.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок - сказка, урок-сюрприз и т.п.

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.п.

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок – защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.п.


Обновлено 02.10.2018 08:58
 

                         

                        

      

                

© Отдел образования администрации Центрального района г. Гомеля. Cредняя школа № 66 г. Гомеля. info@school-66.gorodgomel.by

Создание сайтов в Минске.